Вхід на сайт

Ел. пошта:
Пароль:

Реєстрація на сайті

Призвіще: Область:
Ім'я: Населений пункт:
    По батькові: Номер телефону:
    Ел. пошта: Компанія:
      Пароль: Посада:
      Повторіть пароль: Рік початку роботи:
      Фото:
      З правилами розміщення об'єктів погоджуюсь

      Забули пароль?

      Вкажіть ел. пошту — ми надішлемо Вам новий пароль для входу
      Ел. пошта:

      Проблема на сайті

      Закрити
      Ваш e-mail:
      (необов'язково)
      Розкажіть нам, що сталось

      Сегодня вступает в силу закон, упрощающий регистрацию прекращения предпринимательства

      19 грудня 2011, 17:50 переглядів: 6532

      Сегодня, 19 декабря 2011 года, вступает в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по их решению" № 3384-VI.

      Законом изменяется порядок прекращения юридического лица и порядок прекращения деятельности физического лица-предпринимателя (ФЛП).

      Изменениями предусмотрен принцип "молчаливого согласия" при прекращении. В частности, если после окончания процедуры ликвидации (но не ранее окончания срока предъявления кредиторами своих требований) органы налоговой службы или ПФУ не предоставили необходимых справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и не вынесли при этом решения об отказе в их выдаче, то ФЛП или председатель комиссии ЮЛ по прекращению (или уполномоченные им лицо) через десять рабочих дней приобретают право представления госрегистратору документов для регистрации прекращения и без указанных справок.

      Законом существенно сокращается перечень документов, необходимых для регистрации прекращения ЮЛ в результате ликвидации. Не будут требоваться больше в этих целях оригиналы учредительных документов и акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом.

      Среди прочих новшеств, предусмотрено также обязательство участников ЮЛ в 3-дневный срок (считаются рабочие дни) с даты принятия решения письменно сообщать регистрационному органу о прекращении юридического лица.

      Кредиторам необходимо обратить внимание на изменение срока обращения в суд к ликвидационной комиссии (если она не удовлетворяет требований или уклоняется от их рассмотрения). Он будет теперь составлять один месяц с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать об отказе комиссии (тогда как ранее иски можно было предъявлять до утверждения ликвидационного баланса).

      Закон также предусматривает и иные изменения в КоАП, Хозяйственный и Гражданский кодексы, Закон "О хозяйственных обществах", Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", Закон "О коллективном сельскохозяйственном предприятии", и в Закон "О сельскохозяйственной кооперации".

      Всеукраинская сеть ЛІГА:ЗАКОН

       

      Реформа порядка прекращения предпринимательской деятельности: сущность, значение

      С 19 декабря процесс прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению обещает стать проще. В силу вступает Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц – предпринимателей по их решению» (далее – Закон). Документ определяет порядок погашения обязательств юрлицом и физлицом-предпринимателем перед кредиторами в случае самостоятельной ликвидации, вносит поправки в процедуру предоставления документов государственному регистратору и вводит административную ответственность за нарушение новых правил.

      Прежде всего Законом вводится в Гражданский кодекс новая статья 501, предусматривающая обязанности предпринимателя, связанные с прекращением им деятельности. Например, физлицо-предприниматель должен будет письменно уведомить о своем решении прекратить деятельность всех своих кредиторов и сообщить им срок для предъявления требований. Такой срок установлен от 2 до 3 месяцев с момента опубликования объявления в прессе и должен быть обозначен и в заявлении о прекращении, поданном госрегистратору.

      Также впервые публикация о прекращении лица должна содержать срок для заявления кредиторами своих требований, который, как видим, увеличен с двух существующих до трех. Отсутствие указания такого срока в заявлении о прекращении деятельности может быть основанием для отказа в регистрационных действиях.

      То есть можно говорить об укреплении гарантий прав кредиторов таким образом, поскольку не каждый из них ежедневно отслеживает госреестр и официальные издания на предмет ликвидации своего должника.

        

      Возложение на ФЛП обязанности по письменному уведомлению своих кредиторов о прекращении и увеличение срока заявления их требований свидетельствуют об укреплении гарантий прав кредиторов


      Продолжая эту мысль, нужно сказать, что каждое кредиторское требование должно рассматриваться физлицом в пятнадцатидневный срок с обязательным уведомлением о своем решении кредитора. Причем тем же кредиторам стоит внимательно относиться к полному или частичному отказу ликвидирующегося принять их требования, так как Закон предусматривает всего лишь месячный срок с момента получения ответа для обращения с ними в суд. Пропуск такого срока повлечет автоматическое погашение таких кредиторских требований.

      Здесь нужно отметить, что Законом не предусмотрена «судьба» кредиторских требований, которые вообще физлицом не рассматривались, потому как к нему с ними не обращались. Являются ли они признанными должником или нет и, соответственно, как должны погашаться?

      Новая статья Гражданского кодекса, наконец, вводит аналогичный предусмотренному ч. 1 ст. 112 ХК порядок удовлетворения требований кредиторов к ликвидирующимся физлицам. Это вместе с другими изменениями в Хозяйственном кодексе приведет к единой утвержденной законодателем очередности погашения кредиторских требований для любого ликвидирующегося субъекта. Ст. 501 ГК и ст. 112 ХК, соответственно, предписывают соответствующий порядок для ликвидирующихся по своему решению физ- и юрлиц.

      Новые нормы Закона ставят контролирующие органы в четкие рамки путем введения для них обязанности на всех этапах ликвидации в установленные сроки информировать госрегистратора о принятых решениях и происходящих процессах. Так, например, в десятидневный срок с момента публикации объявления о принятии решения о ликвидации контролирующие органы направляют госрегистратору сообщение или о начале проведения внеплановой проверки, или о невозможности ее проведения. Последнее решение после истечения двух месяцев с момента публикации такого объявления должно быть заменено контролирующим органом на решение о проведении внеплановой проверки или о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица.

      Решение о наличии возражений должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами. Если такие обстоятельства устранены, контролирующим органам дается десять дней для отзыва возражений. То есть такие нормы значительно ускорят процесс ликвидации в целом и оградят его от необоснованных задержек, ведь невыполнение госорганами новых сроков и порядка информирования регистратора грозит штрафами.

      Закон предусматривает еще ряд приятных мелочей, касающихся процесса ликвидации. Например, существующий трехдневный срок, отведенный госрегистратору для регистрации прекращения лица, сокращен фактически до одних суток с момента получения нужных документов. А уже на следующий день после такой регистрации физлицо должно получить уведомление об этом.

        

      Срок для регистрации прекращения ФЛП сокращен до одних суток


      Изменения коснулись и публикации уведомления о принятии решения относительно прекращения юрлица и физлица-предпринимателя. Во-первых, она теперь будет бесплатной, а во-вторых, с 19 декабря объявления о ликвидации лица мы уже не увидим в газете «Урядовий кур'єр» или в официальном печатном издании органа местного самоуправления по местонахождению субъекта. Такая информация будет публиковаться в специальном издании органа госрегистрации – Бюллетене государственной регистрации. Эта информация – к сведению кредиторов.

      Описанные изменения, кроме прочих описанных значений, также интересны и с точки зрения предусмотренных Законом новых составов административных правонарушений. Законодатель никогда не был так принципиален в закреплении четкой параллели каждой новой обязанности ликвидирующегося и госоргана, каждого нового срока, алгоритма действий с корреспондирующимся административным нарушением и ответственностью. Так, все новшества в порядке прекращения предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей Закон связывает с вводимой административной ответственностью за их игнорирование.

      Ответственность за нарушение нового порядка прекращения предпринимательской деятельности

      Итак, Закон вместе с новыми обязанностями обеих сторон процесса ликвидации вводит и административную ответственность за их невыполнение. Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) дополнен новыми составами правонарушений (в частности, ст. 1666), а также описанием органов, уполномоченных на их фиксацию и рассмотрение.

      Если говорить о физлицах, то новый состав правонарушения всего один – «нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя». При этом, что именно является «нарушение порядка…» – не ясно. То ли это невыполнение обязанностей, предусмотренных ст. 501 ГК и Законом, то ли что-то еще, ведь как такового «порядка» то и нет.

      С другой стороны, данная конструкция правонарушения достаточно универсальна и даже размыта, что позволяет привлечь правонарушителя к административной ответственности практически во всех случаях невыполнения требований Закона и действующих норм, касающихся алгоритма ликвидации. А штраф не мал: от 1020 до 1360 грн. Например, такая санкция ждет физлицо за неуведомление кредитора о своей ликвидации.

        

      ФЛП может быть привлечен к административной ответственности практически за любое невыполнение требований законодательства, касающегося алгоритма ликвидации


      То есть если кредитор узнает о ликвидации своего должника и он его при этом не уведомлял, то первому нужно просто подать жалобу в налоговую о таких обстоятельствах, чтобы привлечь «хитреца» к ответственности. Это позволит немного притормозить сам процесс ликвидации, а потом еще, возможно, использовать постановление о привлечении ликвидирующегося к админответственности в качестве преюдиции в обжаловании процесса его прекращения.

      Что касается юрлиц, то здесь все намного конкретнее. Законом вводится несколько административных правонарушений, которые заключаются в невыполнении ответственным лицами определенных требований Закона и действующих норм процесса ликвидации.

      Например, непредоставление в установленный законом срок госрегистратору документов или представление недостоверных сведений в них, отсутствие бухучета или ведение его с нарушением, несвоевременное, неполное или с нарушением проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидбаланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта, уклонение от таких действий и др. Таков неполный перечень деяний, за которые председатель комиссии по прекращению юрлица, ликвидационной комиссии, ликвидатор или должностные лица юрлица могут понести административную ответственность в виде штрафов от 1020 до 4250 грн.

      Очень правильным есть то, что Законом наряду с ответственностью самих ликвидирующихся субъектов предусмотрено существование административных штрафов для должностных лиц участвующих госорганов за следующие действия:

      - безосновательное возражение контролирующими органами против госрегистрации прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей;

      - непроведение или несвоевременное проведение контролирующими органами проверок при ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей;

      - невыдача или несвоевременная выдача соответствующих справок контролирующими органами по результатам проведенных проверок.

        

      Административная ответственность за нарушение порядка ликвидации может быть возложена и на должностных лиц госорганов, затягивающих процедуру ликвидации


      Перечисленное относится к тем проблемным ситуациям, которые нельзя объективно предусмотреть в начале процедуры ликвидации и даже объяснить с точки зрения закона уже при их возникновении. Именно при помощи такого латентного неправомерного поведения госорганы (контролирующие органы) подталкивают заинтересованных лиц на «ускорение процесса» известными способами. Теперь им грозит админштраф в размере от 3400 до 4250 грн. за такие действия (бездействия), а это немало даже для чиновника низшего звена.

      Согласно изменениям в КУоАП фиксацией такого рода нарушений (составлять админпротоколы) будут заниматься должностные лица специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регуляторной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и его территориальных органов. Функция рассмотрения админматериалов отведена районному суду.

      Важно отметить, что админответственность за нарушение порядка прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей, допущенное ликвидирующимся субъектом, исключается при наличии факта несоблюдения госорганом сроков выдачи справок и проведения соответствующих проверок. Это вместе с вводимыми Законом штрафами также зарождает объективную надежду на искоренение инертности в поведении контролирующих органов при взаимодействии с ликвидирующимися субъектами хозяйствования.

      Принцип молчаливого согласия при осуществлении регистрационных действий: сущность и значение

      Главным новшеством Закона, которое реально сможет упростить механизм ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей, является введение такого понятия, как «принцип молчаливого согласия в сфере государственной регистрации» (далее – принцип). Этот принцип, работающий в процедуре прекращения лица, делает возможной независимость государственной регистрации процесса ликвидации от всяческих необоснованных затягиваний и шантажа контролирующих органов.

      Суть новшества в том, что ликвидирующийся после истечения срока предъявления кредиторских требований и осуществления им всех требуемых Законом действий получает право предоставить пакет документов для госрегистрации факта своего прекращения даже без недостающих справок контролирующих органов, если последние затягивают процесс, уклоняясь:

      1) от назначения и проведения внеплановой проверки;

      2) от выдачи справки об отсутствии задолженности и/или снятии с учета;

      3) от осуществления других, требуемых Законом, действий.

      В таком случае лицо, прекращающее деятельность, просто отображает в регистрационной карточке, что им осуществлены все предусмотренные законом действия по ликвидации и расчетам с кредиторами, заверяя такое утверждение личной подписью.

      Реализуется данный принцип благодаря вносимыми Законом изменениям в действующий Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».

      После вступления в силу Закона контролирующие органы как минимум будут затруднены в возможности терять документы и месяцами их «обрабатывать», искать инспектора, который в отпуске или на больничном. А даже если это и произойдет, то ликвидирующийся без помех, по принципу молчаливого согласия уже зарегистрирует факт прекращения своей деятельности. Кроме того, не нужно забывать и об административной ответственности, грозящей должностному лицу, виновному в задержке.

       

      ВЫВОД:

      Реализация Законом принципа молчаливого согласия в сфере государственной регистрации ликвидации субъекта должна:

      - первое – значительно уменьшить злоупотребления контролирующих органов «просительной позицией» субъектов, находящихся в процессе прекращения деятельности;

      - второе – исключить зависимость ликвидирующихся юрлиц и физлиц-предпринимателей от организационных и субъективных факторов, а также коррупционных умыслов контролирующих органов;

      - третье – сократить общий промежуток времени, требуемый для проведения регистрации решения о прекращении и прекращения юрлица, физлица-предпринимателя.


       

      Криулин Константин,
      юрист Юридической фирмы «Феликс»

        

       

      Коментарі